Поиск по сайту:

МЕНЮ
Главные новости Новости клубов Наши сотрудники Фотоальбом Планы мероприятий
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
КМЖ "Улыбка" КМЖ "Радуга" КМЖ "Ветерок" КМЖ "Бригантина" Молодёжный центр
РАЗНОЕ
Волонтеры Победы КОНКУРСЫ ДОКУМЕНТЫ Методические материалы КНИГА ОТЗЫВОВ Полезные разности Волонтерство Консультация психолога Помощь программиста








  Новости клубов / Полезные разности / Леворукость  

Добавлено: 24.10.2014; Просмотры: 659

 Переучивание леворукостиНа протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим "белым воронам" зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. "Следы" такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода: "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т.п.
   Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
  К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы, к различным проявлениям индивидуальности. Раньше левшей в школе старались переучивать, "подгонять" их под праворукий класс (и учителя). В настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.
   При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.

Причины леворукости

   Чаще всего встречается, так называемое, генетическое левшество. Достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
   "Компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п.
   "Вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
   Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или "двурукость") вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, после нескольких занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
Еще возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки. 

Проблема школьного обучения левшей.

   Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. Наиболее часто леворукие дети при формировании навыков письма, чтения и счета сталкиваются со следующими трудностями:
   1. Трудности восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. Трудности формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
   3. Трудности выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник);
   4. Трудности копирования;
   5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
   6. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
   7. Очень медленный темп письма.

   С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю букву и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
   Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности. Однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
   Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
   Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.      
   Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше "все как у всех". Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи, серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз.

Рекомендации.

   Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
   К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
   - необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
   - не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
   - категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  - любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  - желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  - никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

 


Пожалуйста, оцените данную статью:























Новое на сайте




Муниципальное учреждение
"Молодежный информационный центр"
155901 Ивановская область, г. Шуя
ул. 1-я Московская, д. 28
тел./факс: 8(49351) 4-81-21
e-mail: mic_shuya@mail.ru
Copyright МУ "МИЦ" © 2019 Бесплатный хостинг uCoz

Полезные ссылки:
Администрация г.о. Шуя
Музей "Город наш из века в век" при МУ МИЦ
Виртуальны музей Детского сада №4


Логин:
Пароль:


Обратная связь
Индекс цитирования.